Для каждого родителя его ребенок самый-самый. Но нет предела совершенству. Что мы только ни предпринимаем, чтобы развивать своих детей: отдаем в лучшую школу, возим в различные досуговые центры, нанимаем репетиторов… В стремлении сделать своего малыша «быстрее, лучше, умнее», мы ставим перед ним все новые и новые планки: конкурсы, олимпиады, чемпионаты… Но часто достигаем противоположного эффекта: у детей пропадает желание вообще чем-либо заниматься. Как не переборщить в развитии ребенка?
Все родители, заинтересованные в будущем своего ребенка, понимают, что для его полноценного развития недостаточно только хорошей школы или детского сада. Мамы и папы выбирают для своих чад дополнительные образовательные программы в самых разных сферах. Некоторые родители занимают буквально все внешкольное время детей, у многих практически не остается свободной «минутки» на игру, которая так необходима в эти годы жизни.
Третьеклассник Слава посещал секцию хоккея, занимался в музыкальной и художественной школах. Все у него получалось, ни от чего он не хотел отказываться, но очень переживал из-за того, что нет времени просто так посидеть перед телевизором. И вот однажды он завел будильник на пять утра, чтобы это сделать. Не услышав утром звонка, Слава проспал, а когда его подняла мама, расплакался и долго не мог успокоиться от того, что уже надо собираться в школу, и «так и не получилось отдохнуть»…
Стремление родителей «все успеть», «занять ребенка по максимуму» зачастую приводит к состоянию загнанности, ощущению безысходности и несвободы, к снижению потребности в самовыражении, в результате чего ему «вообще ничего не хочется». На фоне апатии может формироваться постоянное чувство жалости к себе. Ребенок чувствует, что у него не получается что-то важное, даже несмотря на все задания, выполненные «на отлично». Занятий много, но ни одно из них не приносит радость. Маленький человек не может определиться с выбором, понять, что ему по-настоящему важно и интересно, и все чаще начинает показывать средние результаты.
Последнее время все чаще приходится слышать фрау: «Когда амбиции родителей мешают жить ребенку»… Мамам и папам, стремящимся к тому, чтобы их чадо было самым лучшим и успешным, трудно понять, что их собственные желания и амбиции могут не совпадать с интересами детей.
7-летнюю Аленку после занятий в школе мама водит на балет, в музыкальную школу и дополнительно изучает с ней английский. Дома девочка успевает только делать домашнее задание и каждый вечер задает перед сном один и тот же вопрос: «Мама, а завтра у нас будет время поиграть?»
Игра для ребенка не прихоть, а необходимое условие развития в период дошкольного и младшего школьного возраста. Даже в начальных классах игра все еще остается одним из основных видов деятельности, когда малыш решает самые главные задачи для своих лет — осваивает разные социальные роли. И от того, как он их усвоит, зависит то, каким человеком он будет: сможет ли он помочь в трудный час близкому человеку, будут ли его радовать успехи других людей, получится ли у него выстроить долгосрочные доверительные отношения с друзьями и в личной жизни…
Читайте «Как найти увлечение для ребенка»
Безусловно, похвально желание родителей давать детям дополнительные занятия, но крайне важно понимать, что они добавляют ребенку не только новые умения, знания и впечатления, но и нагрузки.
Ловушкой для родителей, стремящихся воспитать супермалыша может стать даже… обычный конкурс. Если от ребенка постоянно ждут каких-то результатов, то велика вероятность того, что у него достаточно быстро сформируется комплекс боязни разочаровать своих родителей. А это вряд ли будет способствовать достижению высоких результатов. К тому же нежелание продолжать заниматься каким-либо видом деятельности может возникнуть после пережитой неудачи на концерте, показе или матче. В это время ребенок может почувствовать свою неуспешность, никчемность, и у него вообще пропадет желание продолжать занятия. Часто такая же реакция может возникнуть на замечания взрослых, звучащих как бы вскользь, ненамеренно, когда родитель хочет научить, показать, «как надо поступать».
Пятиклассник Глеб с детства слышал от бабушки: «Вот, посмотри, Дима умеет держать спину, а тебе еще учиться и учиться!» или «Надо же, Тимофей начал заниматься на инструменте совсем недавно, а играет уже такие сложные произведения. Тебе таких еще не доверяют!» В первом классе Глеб был отличником. В пятом — вместо «пятерок» у мальчика все чаще стали появляться «3» и «4».
В этом случае ребенку кажется, что он недостаточно умен, талантлив или умел для того, чтобы состояться в выбранной им области. Только внимание к детскому состоянию, поощрение его интереса и создание у него ощущения «надежного тыла» может побудить его снова учиться. Перестаньте сравнивать своего ребенка с кем-то еще, и обратитесь к его оценкам в прошлом и сейчас, посмотрите, чему он уже научился, а сложный этюд для фортепиано, который не получался у него вначале, сейчас звучит совсем по-другому. Поверив в свои собственные силы, ребенок начнет удивлять вас невероятными результатами. Ведь главный соперник каждого из нас — мы сами.
https://www.youtube.com/watch?v=yRESQXSUUWA