Чем воспитание мальчика отличается от воспитания девочки?

Чем воспитание мальчика отличается от воспитания девочкиПредставим себе диалог: «У меня родился ребенок! — Поздравляю!..» Каким будет следующий вопрос молодому родителю, как бы вы продолжили этот разговор? Согласно результатам небольшого опроса, который я провело перед написанием этой статьи, подавляющее большинство продолжило этот диалог фразой: «Кто — мальчик или девочка?»

Всем очевидно, что на воспитание, да и просто на жизнь с ребенком сильно влияет его пол. Чем отличаются мальчики от девочек психологически? Чем воспитание мальчика отличается от воспитания девочки? Что значит «женственность» и «мужественность» и зачем они нужны? Попробуем разобраться…

Во всех культурах правила для воспитания мальчиков и девочек разные. Девочкам во все времена прививается женственность (как она понимается в конкретное время в данном обществе), а мальчикам — мужественность…

В современном мире эти понятия претерпели существенные изменения, однако до сих пор считается, что терпение и сосредоточенность на мелочах — типично женские характеристики, а умение брать на себя ответственность и вести за собой — черты мужчины. Однако справедливости ради надо сказать, что эти свойства могут дополнять друг друга, сочетаясь в одной личности, и напрямую не соотносятся с полом. Просто это те положительные качества человека, которые общество стереотипно причисляет к мужским или женским. Попробуем рассмотреть некоторые типичные различия в поведении современных мальчиков и девочек.

Первое различие, отмечаемое практически всеми исследователями данной темы, — уровень агрессии. Мужчины уже в детском возрасте значительно более агрессивны по сравнению с маленькими женщинами. Проявляется это в выборе игр: мальчики предпочитают играть более активно и шумно, стреляя, нападая и «убивая». В таких играх ребенок выражает желание быть первым и побеждать, в них создаются стратегии достижения будущих успехов и защиты «своих» от всевозможных врагов.

Игры девочек носят значительно более мирный характер и отражают типично женские занятия. Так, например, трудно себе представить мальчика, приходящего после уроков домой и продолжающего с удовольствием играть в школу, в то время как для его сверстниц такое поведение нормально, потому что обучение и воспитание детей — традиционно женские занятия, в которых девочка учится быть хорошей мамой и наставницей своих будущих детей.

Для мальчиков важно получить результат, они сконцентрированы на цели и испытывают удовлетворение, когда добиваются ее, девочки могут отдаться процессу и получать удовольствие здесь и сейчас, не думая о цели.

Для иллюстрации приведу две короткие истории из жизни, характеризующие эти различия.

Сестра вернулась домой из гостей. Брат спрашивает:

— Где была?

Девочка отвечает:

— У подружки.

— Что делали?

— В куклы играли.

— Кто выиграл?

Две девочки играют в шахматы. После окончания игры мама спрашивает:

— Кто выиграл?

— Никто, просто игра закончилась.

Второе различие — отношение к свободе. Мальчики требуют большей свободы и самостоятельности. Например, четырехлетней девочке удобнее промолчать и дождаться, когда мама снимет с нее сапоги, потому что она чувствует, что таким образом мать выражает заботу о ней. Мальчиком же это расценивается как недоверие, вторжение в его пространство. Такое поведение матери вызывает бунт, особенно если есть посторонние люди, наблюдающие за этой сценой.

Если десятилетнему ребенку поручить какое-либо не очень понятное и привычное для него дело, выделить время и отпустить в свободное плавание, то мальчики чаще всего воспринимают это как вызов и стараются выполнить задание самостоятельно. Девочки нуждаются не только в инструкции, но и во внешнем руководстве, потому что задание без разъяснений они воспринимают как пренебрежение, нежелание заниматься вместе с ними. Интересно, что тенденция отношения к свободе проявляется и в отношении к пространству. Мальчики, играя, неосознанно стремятся занять все свободное место, разложить свои вещи или даже раскидать их. Девочки играют «на малой территории»: обустраивают дом, огораживают игровое место игрушками или подушками, не занимая всего пространства, а устанавливая границы своего маленького мира. В таком мире девочка, повзрослев, будет строить свою семью. Она ориентирована на отношения внутри своего дома, а не на достижения вовне. Приведу один монолог-мечтание пятилетней девочки, влюбленной в своего одногруппника в детском садике и представляющей свое будущее: «Знаешь, мама, мы со Степой, когда вырастем, купим себе дом, машину и собаку. А телефоны у нас и так будут. Ну а если телефоны у нас сломаются, мы с ним сделаем друг другу сюрприз». Третье — эмоциональная сфера. Девочки больше принимают и выражают свои эмоции, чем мальчики, — им не составляет труда засмеяться, когда смешно, и разрыдаться, если страшно или обидно. Мальчикам с детства внушают, что «мужчины не плачут» (не жалуются, не ноют…). Эти общественные установки приводят к тому, что, вырастая, они редко принимают свои эмоциональные реакции и находят возможность адекватного их выражения. В связи с давлением этих культурных ограничений палитра внешних проявлений чувств у мужчин беднее: им непросто распознать и разграничить сложные эмоциональные комплексы (разочарование, недоумение, досаду и др.), а не только привычные радость, злость, грусть.

Девочки более коммуникативно адаптированы, чем мальчики, они легче устанавливают контакты с новым взрослым (учителем, тренером), точнее чувствуют психическое состояние другого человека. Эмоциональная компетентность дает им возможность легче находить нужные слова для выражения своего состояния, они больше говорят, рассказывают о своей эмоциональной жизни.

Еще одна «любовная история» из жизни шестилетних детей. Алина рассказывает о прогулке в детском садике: «Мама, я с Ваней сегодня так хорошо дружила: я на него смотрела, глазки строила… Мы с ним валялись в снегу, играли в снежки, я ему говорила: «Ваня, какая любовь!» — «А он что тебе говорил?» — «А он — ничего, просто улыбался, новый зуб показывал». Несмотря на все общественные стереотипы восприятия мальчиков и девочек, личность каждого уникальна. Если родители отмечают, что сыну или дочери несвойственно что-то, что, по мнению общества, должно быть присуще ребенку этого пола, это может быть поводом задуматься о том, как он будет развиваться дальше, каким мужчиной или какой женщиной вырастет.

Даже если вы чувствуете, что ваша девочка не вполне женственна, а мальчик не так проявляет свою мужественность, как это принято или хотелось бы вам, не пытайтесь давить фразами типа: «Ну ты же девочка!» или «Ты же будущий мужчина, как можно?!» Лучше спокойно обсудить поведение сына или дочери вечером, перед сном, и проанализировать, как еще можно было поступить в конкретной ситуации. Может быть, ваш ребенок просто не догадывается о том, что бывают другие варианты поведения, или ему непривычно так себя вести. Показав ему другие возможности реагирования, вы подскажете и те переживания, которые, на ваш взгляд, более уместны для конкретной ситуации. Потому что невозможно привить растущему человеку те качества, которых у него изначально нет. Можно только создать условия, в которых будет выражаться та часть его личности, которую вы хотите усилить. Поэтому главное для родителя — оставаться верным своему ребенку, безусловно любить его и искренне ему доверять. Тогда даже самые напористые и активные девочки будут чувствовать радость любви и родительского принятия, и этот опыт (пусть позднее!) позволит им открыть свою нежность и мягкость. А испытывающий повышенную тревогу стеснительный мальчик, понимая, насколько родители доверяют ему и верят в него, решится на публичное выступление… Ведь, несмотря на наши столь агрессивные попытки изменить человеческую сущность, уравнять женщин и мужчин в правах и занятиях, природа упорно сопротивляется. Может быть, зачем-то мы нужны именно такими: женственными женщинами и мужественными мужчинами…

https://www.youtube.com/watch?v=QMa1359ByaY

Понравилась статья? Рекомендуйте друзьям:



На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Леди Совершенство © 2017 ·   Войти   · Наверх