Поощрение ребенка в семье

как поощрять ребенкаТема повествования щекотлива – поощрение ребенка в семье. Поэтому, с одной стороны, этот текст будет легкой провокацией, а с другой — желанием и возможностью разобраться в способах работы с проблемным поведением ребенка. Сразу же хочу оговориться, что поощрения не являются главными воспитательными средствами и воспитание ребенка — это не дрессура. А родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы. Поощрения — всего лишь инструмент, методика, позволяющая эффективно работать с поведением. Для того чтобы использовать этот инструмент, впрочем, как и любой другой, нужны знания. И, возможно, вы согласитесь с тем, что быть родителем надо учиться так же, как быть врачом, бизнесменом, женой.

Как правильно поощрять ребенка: советы психолога

Нужно научиться воспитывать детей через плюс. Меняя закоренелую, так знакомую с детства привычку ругать — реагировать на детские непослушания, промахи, ошибки. И научиться поощрять за любое желательное поведение: ребенок убрал самостоятельно кровать — повод для поощрения, ребенок выполнил просьбу мамы с первой же инструкции — снова повод для поощрения, ребенок выразил свое мнение — и это повод. Философия научного знания — прикладного анализа поведения, чьим инструментом являются поощрения, — звучит так: менять не человека, а его поведение

Часто родители говорят, что ребенок непослушный, ленивый или неуправляемый, обнаглевший. Чем тут помочь? Скажу честно, при таком подходе — ничем. Остается только сетовать на судьбу и задаваться извечным вопросом: «Что делать?» Смею заметить — русским таким вопросом. Но как только вы меняете свое восприятие, то задаетесь другими вопросами (например «А что именно ребенок делает, когда не слушается?») или перестаете думать о том, каким нечутким, вредным он растет, если кто-то в доме прилег отдохнуть, а он шумит. И задаетесь вопросом, как добиться тишины. Ответы становятся очевидны. Менять поведение ребенка, не делая его плохим. Но как это сделать? С помощью поощрений.

как поощрять ребенкаДа, это не шутка. Это основной закон поведения: стимул — поведение — поощрение. То есть поощрением является только то событие, которое следует за поведением и повышает вероятность возникновения этого поведения еще и еще раз. Любое поведение ищет свое поощрение, и проблемное (крики, плач, отказ делать уроки) в том числе. Но если мы, зная основной закон поведения, поощряем только желательное поведение и никак не реагируем на проблемное, то проблемное, не получая своего поощрения, исчезает. И еще один важный закон: поведение не происходит само по себе, у него есть цель. Плач, истерика, отказ от уроков не возникают просто так. И, пронаблюдав за истерикой, мы, к примеру, выявляем, что именно таким способом малыш приучен привлекать внимание мамы. И тогда мы обучаем его просить маму поиграть с ним, а маму — предоставлять поощрения в виде похвалы и объятий в то время, когда ребенок рад, счастлив и весел. Истерика исчезает бесследно навсегда. А если после наблюдений выяснилось, что отказ садиться за уроки вызван тем, что ребенок проболел всю прошлую неделю и новый материал оказался неусвоенным, мы поможем ему: дополнительные уроки решат возникшие сложности.

Кстати, законы поведения универсальны и эффективны в работе не только с детьми. Большое количество американских корпорации вкладывает немалые деньги в исследования поведения покупателей. Я думаю, вы не раз задавались вопросом, почему в крупных супермаркетах при входе вы начинаете свое движение слева направо?! Ответ прост: именно при таком движении человек совершает большее количество незапланированных покупок. Закон поведения. И еще: штат Невада, США, знаменит одним из крупнейших мировых центров развлечений и игорного бизнеса — Лас-Вегасом. А в городе Рино в этом же штате расположен один из головных Институтов поведенческого анализа, который занимается исследованиями игрового поведения и полностью финансируется казино Лас-Вегаса. Так что все проигрыши и выигрыши есть результат скорее научного знания, нежели везения.

Но вернемся к детям. Спектр возможных поощрений очень индивидуален, и при выборе поощрения мы спрашиваем у ребенка, что он хочет получить за определенное действие. Предоставляется поощрение незамедлительно, и оно всегда обусловлено конкретным поведением. Как видите, и здесь существуют правила. Поэтому страх и опасения родителей, а не будет ли мой ребенок просить всегда поощрений и работать только за них, не оправдан. Хорошо наученное поведение не нуждается в дополнительном поощрении и устойчиво к исчезновению. Так что не скупитесь на похвалу и приветствия, дарите комплименты, чаще хвалите и одобряйте своих детей, любимых, коллег, и вы обязательно отметите, что в вашей жизни появилось новое качество — радость как результат произошедших изменений и знание основных поведенческих законов.

https://www.youtube.com/watch?v=jaucmeloQms

Предыдущая статья: Следующая статья:
Понравилась статья? Рекомендуйте друзьям:



На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Леди Совершенство © 2018 ·   Войти   · Наверх