Эволюция женского платья в первой половине XX века

Эволюция женского платьяКак мировые войны влияли на женскую моду и фасон платьев в частности. Давайте проследим эволюцию женского платья в первой половине XX века.

1900-е развязывают корсеты

Уже в 1900 году мода кардинально отличалась от того, что предлагал женщине прошлый век. Здесь торжествует стиль модерн, не только ярко выраженный в форме, но и диктующий законы содержания. Индустрия одежды использует не только ткани. Материалом для аксессуаров может стать что угодно: меха, перья, камни, бижутерия — главное, чтобы было ярко, броско, крупно и подчеркивало успешность и богатство.

До Первой мировой войны в Европе царствовал стиль Belle Epoque («Прекрасная эпоха»). На смену тяжелым формам XIX века пришел силуэт типа лозы, полностью повторяющий изгибы женского тела. В моде таинственность — никакой наготы, одни только намеки. Если открываем, то только шею, и то немного, полунамеками. Для этого совсем чуть-чуть поднимаем прическу и украшаем прекрасную гибкую шею перьями, стразами и бантами. Как можно больше всего — вот тенденция начала нового столетия. Кстати, именно начало XX века ознаменовалось своеобразной революцией в мире моды. «Долой корсеты», — проскандировали женщины всего мира. И наконец-то смогли вздохнуть спокойно, сделав первые, пока еще неуверенные шаги к феминизму. Сейчас странно подумать, что современная женщина своей самостоятельностью обязана тому, что в самом начале прошлого века прекрасная половина человечества перестала утягивать себя жесткими корсетами, а силуэты платьев избавились от обязательных утяжек на талии.

Такая мода во многом навеяна с оглушительным успехом прошедшими по Европе «Русскими сезонами» Дягилева. Еще бы: над костюмами труппы тогда трудился цвет российской живописи — художники из «Мира искусства» во главе со Львом Бакстом. Уж они-то точно знали, что такое «новая красота». А за ними узнала и вся Европа.

Женщина начала века становится иной более легкой, воздушной, таинственной. Женщина прячется под роскошную шляпку с широкими полями, шляпку-корабль, шляпку-сад с изысканным декором из фруктов и цветов, но смело приподнимает подол юбки, открывая точеные щиколотки. И уж будьте уверены, женщина теперь знает, как подчеркнуть стройные ноги, — она надевает ботинки на «каблуках Луи», позаимствовав их из времен еще Людовика XV. Идеалом женственности и красоты становится Вера Холодная — томная, с аккуратно завитыми волосами, спадающими на плечи, и волооким взглядом.

Новая мода уверенно шагает по Европе, раскрепощая женщину. А в то же время в Сараево убивают австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. И такой хрупкий, тщательно выстроенный мир стремительно сгорает в пожаре Первой мировой войны, охватившей, подобно лихорадке, всю Европу.

Там, где нет места слабости

Все же женский костюм до 1914 года изменялся слишком медленно. Война заставила женщину встать за станок, взять на себя всю работу за мужчин, сражающихся на фронтах. Эфемерное создание начала века исчезло, некого стало соблазнять прекрасной точеной шеей и стройными ногами, взглядами и полунамеками. Все это забыто, теперь на заводы идет женщина-мальчик, решительная, со сжатыми губами и уже, конечно, в совершенно другом платье.

Эволюция женского платья в первой половине XX векаВ моде первые месяцы войны произвели настоящий переворот. Необходимо избавиться от всего неудобного, стесняющего движения. Женщина перестает быть волшебной, экзотической, райской птицей. Отныне она напарник и боевой товарищ. А боевым товарищам ни к чему пышные наряды, ни к чему корсеты, даже ослабленные, и нижние юбки, ни к чему широкополые шляпы. Новая женщина все это без сожаления отправляет в корзину истории.

Начнем с нижнего белья. Соблазнительные ослабленные корсеты уходят в прошлое: во-первых, некому показать, во-вторых, одеваться нужно быстро и самостоятельно. Современные женщины могут опять-таки сказать спасибо, ведь именно тогда в моду входят отделенные бюстгальтеры и пояса для чулок. Множество нижних юбок? Лишняя трата времени! Отчаянная женщина Первой мировой вполне может обойтись одной нижней юбкой (а иногда, страшно сказать, и просто плотной верхней!) и короткими панталонами.

Не хватает времени, не хватает ткани — платье становится более мягким, длина его постепенно укорачивается — женщине теперь сам черт не брат, если уж она выполняет на заводе мужскую норму и обязана быть сильной. Изменения происходят и в цветах. Сейчас в моду входят синий, коричневый, черный. Конечно же, не только из соображений экономии — почти каждая семья потеряла на войне кого-то из родных и любимых. Своеобразный траур по погибшим захлестнул Европу. Вот только белье… Нижнее белье женщина старательно прячет, но оставляет совершенно белым. Цветное доступно только тем, чье поведение обычно называется «легким».

Красота против войны

Дома моды закрываются, но это не значит, что теперь модная индустрия остановилась. Даже во время войны, даже на войне женщине хочется быть красивой и хочется новое платье. Военная тематика, конечно же, проникает и в обычный повседневный костюм строгие силуэты, отделка жакетов напоминают о мужских мундирах, верхняя одежда глухо застегивается, но это лишь малая часть тех тенденций, что европейские модельеры предложили обновленной женщине.

Самой распространенной женской одеждой становится английский костюм, состоящий из отдельных жакета и юбки. Это была наиболее универсальная одежда, удобная в надевании, подходящая и для рабочих будней, и для праздничных дней, ведь на праздник всего лишь стоило сменил, жакет на легкую блузу.

Военная мода проникает и в вечерние туалеты. Женщины и так не стеснялись носить военную одежду в повседневной жизни, показывая это как особый шик. Однако вечерние платья все еще шились, и шились из шифона и тафты, муслина, парчи и атласа. Можно сказать, что женщина в военное время стала куда более смелой — углубляем вырез, укорачиваем подол, срезаем шлейф, пускай висит как рыбий хвост! Цвета яркие, изумрудный с вишневым, зеленый и ярко-желтый. Сверху все прикроем шифоновым шарфиком, и можно покорять мужчин, тех, кто вернулся или еще не ушел на войну.

История женского платья в первой половине XX векаКак грустное ностальгическое воспоминание о довоенных временах выглядит коллекция Жанны Ланвэн, французского дизайнера, которая ввела в моду «испанский стиль». В нем сочеталось все, от чего так стремительно отказались женщины эпохи Первой мировой войны, — очень пышные юбки, оборки, романтичный стиль для женщин, уставших быть сильными.

И тогда же очень востребованными оказались коллекции Коко Шанель, удобные, неяркие, незамысловатые. Джемпера, простые юбки, множество карманов… Грусть грустью, но расслабляться женщине в это время было почти некогда.

Но какая же женщина может прожить без аксессуаров, туфель и шляпки? Конечно, шляпки становятся более стыдливыми, глубокими, скорее прячут голову, чем приоткрывают ее. Паля укорачиваются, но сама шляпа становится гораздо глубже. Сумочка практична, дневные сумочки были очень большими, вместительными, функциональными, но уж вечерние изящны и очень шикарны.

Мода того времени требовала скромности и одновременно допускала многие вольности. К примеру, перчатки только неярких цветов, но руку могут облегать не полностью. Очень яркие, крупные украшения (кстати, тогда и начала использоваться бижутерия и уральские самоцветы вместо натуральных камней), но не больше двух-трех, ведь мода предполагает сдержанность. Очень критично подходила общественность и к макияжу — только естественные неяркие цвета, отполированные ногти и бледные губы.

Короткий подол? Пожалуйста. Только извольте надеть высокие ботинки со шнуровкой. Вот такой противоречивой и была мода Первой мировой войны. Мода, превратившая женщину в девочку-мальчика, стройную, подтянутую, с маленькой грудью, коротко остриженными волнистыми волосами.

Модная революция

Эволюция женского платья в первой половине 20 векаВ Советском Союзе мода воистину перевернулась с ног на голову. Ведь пока Европа переживала Первую мировую войну. Россию уже сотрясали катаклизмы, расколовшие ее на много лет. Революция и последовавшая за ней Гражданская война не могли не повлиять на женщину той эпохи и, соответственно, на ее наряд.

Приверженцы коммунистического строя ни в каком виде не принимали наличие роскошных платьев, элегантных туалетов и каких-то осколков прошлого строя. Перья, украшения и атласные юбки могли подвести вас под монастырь и считались признаком контрреволюционных убеждений.

Поэтому одеваться либо как все, либо никак. За парчовый лиф могли и расстрелять. Предварительно проверив наличие денег и драгоценностей.

Однако такая мода диктовалась еще и экономической ситуацией. Разруха в стране привела к дефициту почти любых тканей, материалов для обуви. Вещи перешивались по нескольку раз, а самым востребованным материалом для верхней (да и нижней) одежды было плотное солдатское сукно. Да, дров или угля тоже не хватало.

Абсолютным трендом в моде, как сейчас сказали бы обозреватели, была чекистская куртка из кожи. Образ политработника, чекиста был самым тиражированным после Октябрьской революции. Даже женский костюм максимально приближается к мужскому — кожаная куртка, гимнастерка, галифе и китель.

Женщина-товарищ, которая и в бою, и в мирное время стоит за спиной мужчины и помогает ему, одинаково хорошо стреляет из револьвера и декламирует революционные воззвания, становится символом новой эпохи. Но, чтобы стать символом, необходимо отказаться от всего мирского. Поэтому женская мода презрительно выбрасывает ассортимент украшений, шляпок и сумочек. Буржуазным элементам не место на теле женщины.

Только темная строгая юбка, ситцевый костюм или мужской комплект, повязывали на лоб ярко-алые косынки, символизирующие мировую коммунистическую революцию.

Фанатичный революционер был обязан отказаться от всего, что могло бы привязать его к быту, повседневности. Если в сердце горит огонь мировой революции, то заботам о красоте или удобстве тела там уже нет места. И женщина, верный друг и соратник, должна полностью разделять убеждения мужчины.

Долгожданная свобода

История женского платья в первой половине 20 векаВыдохнув после мировых войн, поколение 20-х годов зачитывалось романами Хемингуэя и Фицджеральда. Эти годы называют поколением женщин. Прошедшая война прокатилась по Европе чередой смертей, падением империй, но показала женщинам их самостоятельность. Люди спешили жить. Стремительнее, ярче, интереснее, отдаваясь всем прелестям, порокам и развратам, которые могла даровать цивилизация.

Женщина принимает на себя мужские профессии, ездит на спортивных автомобилях, пьет неразбавленный виски. Коко Шанель окончательно стерла корсет из памяти женщин и предложила оголить ноги. Общественность штата Юта, возмущенная бесстыдством нового поколения, даже собиралась арестовывать девушек, показавшихся на улице с голыми ногами, но бурный поток свободы и эмансипации было уже не остановить.

Свобода от брака, от длинных юбок, от длинных волос. Слава путешествиям, удобной одежде и риску. Белье еще сильнее минимизируется. Теперь под платье поддеваются короткие штанишки, комбинация и пояс для чулок.

В моду входит маленькое черное платье, натуральные камни были серьезно потеснены крупной бижутерией, а вечернее платье стало подозрительно напоминать пижаму. Абсолютным хитом стали туфли на низком каблуке, в которых удобно и танцевать, и бежать, и томно качать туфельку на ноге. Женщина начинает заниматься спортом и ставит себя по возможностям рядом с мужчиной. Именно тогда появляются первые вамп с темными запавшими глазами, щедро подведенными тенями, и алыми губами. В моду входят брюнетки с очень короткой стрижкой под шляпой-колокольчиком (с военного времени шляпа стала еще более глубокой). Особым шиком считалось курение в общественном месте, поэтому к платью обычно пристегивался портсигар. Упивание конструктивизмом как стилем внедрило в женскую моду геометрические формы и четкость силуэта.

Самые отчаянные модницы

Эволюция платья в первой половине XX векаТакое раскрепощение привело к элегантным 30-м. Это десятилетие построено на сплошных контрастах — Великая депрессия, повальные самоубийства, разгул преступности соседствуют с шикарными вечеринками высшего света. Своеобразный пир во время чумы. Мода расслаивается. Городская беднота преподносит свою нищету как шик, заламывая козырьки кепок и самостоятельно строча юбки из грубого полотна. А там, наверху, законы моды диктует Голливуд. Это время зарождения подлинного гламура — розовые губки, меха и бриллианты. Образ элегантной леди концентрируется в Грете Гарбо, слишком холодной, отстраненной, с идеально уложенными волосами, в идеально сидящем на фигуре платье. Платье должно быть женственным — обтягивать бедра, расширяться внизу. Необходимые аксессуары любой женщины, на что и указывает Грета, — меховое манто и шикарное боа, изящная сумочка и перчатки, сидящие на руках как влитые.

Вот только такая холодность и элегантность не единственный модный тренд в 30-е. Это время продолжает традиции предыдущего десятилетия, и все так же молодежь радостно прожигает жизнь (насколько это возможно после затяжных войн и мировых кризисов). 30-е — это время танцев, поэтому всегда в гардеробе у девушки должно быль несколько плиссированных юбок и туфель для танцев.

Такая тенденция пришла и в СССР. Но все же здесь женщина должна быть в первую очередь приспособленной к труду. Необходимо было строить новую державу, и женская самостоятельность, активно проявляемая еще со времен мировой войны, была очень кстати. Идеал советской женщины — Любовь Орлова, сильная, выносливая, радостная.

Героизм или повседневность?

Кто знает, как дальше пошла бы история европейской моды. Но внезапно над Европой сгустилась «коричневая чума» фашизма. В 1939 году с захватом Польши началась Вторая мировая воина, и неспокойное XX столетие снова перевернуло жизнь тех, кто уже забыл про предыдущую войну.

На яркий образ снова было наложено табу, диктуемое, конечно, дефицитом и нехваткой ресурсов. Но и американские женщины, оказавшиеся отделенными океаном от основных военных действий, не решались носить яркую одежду или же пользоваться ярким макияжем. Не до того было, когда Европа захлебывалась в крови и задыхалась от концлагерных печей. Строгая, сдержанная, волевая женщина становится символом десятилетия. Она ждет мужа, отца, сына, берет на себя дом, работу, поддерживает слабых, «горящая изба» и «конь на скаку» теперь не бахвальство, а жизненная необходимость.

История платья в первой половине XX векаИ костюмы становятся строже. Четкие квадратные формы, подплечники, нейтральная расцветка, туфли без каблука, чтобы не витать в облаках, а просто стоять на земле. Украшения — сумка для противогаза или граната за поясом. Можно обойтись и без шляпы, накрутиться на стреляные гильзы — особое лихачество. Женщина взбивает надо лбом валик из волос и смело идет спасать мир и помогать мужчинам.

Мода на блондинок постепенно уходит — нет краски, чтобы окрашивать волосы. Единственное, что напоминает о прошлых свободных годах, — перчатки, которые женщина изредка может позволить себе надеть.

Удивительно, но именно в войну появляются чулки из нейлона. Американские производители разворачивают широчайшую рекламную кампанию, позиционируя новый товар как абсолютно революционное предложение. Очередь за тонкими и легкими чулками выстраивалась на всю улицу, женщины, получив вожделенную покупку, надевали их прямо на улице. А потом наступил дефицит. Европа, Россия и даже Америка, измученные войной, не могли уже выпускать чулки. Тут бы самолеты производить.

Однако женщина, уже закаленная войнами и революциями, придумывает собственный выход из положения. Если чулки нельзя надеть, их можно нарисовать! Хитроумным способом на ноги наносился лак (выпускаемый для этих нужд, кстати, почти в промышленных масштабах), сзади рисуется шов, и прекрасные чулки, которым не страшны стрелки и дыры, готовы. Да, женщине 40-х годов некогда было переживать.

На смену 40-м пришли 50-е с их образом идеальной домохозяйки, потом мир снова перевернула эстетика хиппи, джинсовая культура, бряцанье панковских цепей. XX век знал множество революций как в политике, так и в моде. Но две мировые войны закалили женщину, вселили в нее решимость и отвагу, перевернули представление не только о моде, но и о возможностях, силе, послужили предтечей феминизму и свободы.

  • Женская мода из года в год 1949-1980
    • Женская мода из года в год 1949-1980

    • Watch Video

  • Почему так важно носить юбки и платья?
    • Почему так важно носить юбки и платья?

    • Watch Video

  • Проект: Истории забытых платьев
    • Проект: Истории забытых платьев

    • Watch Video

  • Корсеты, кринолин, платья со шлейфом
    • Корсеты, кринолин, платья со шлейфом

    • Watch Video

Понравилась статья? Рекомендуйте друзьям:



На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Леди Совершенство © 2018 ·   Войти   · Наверх